Клиент всегда прав

Клиент всегда прав — однажды кто-то так решил, и теперь эта фраза стала буквально кодексом чести многих заказчиков, в том числе и в нашей отрасли. Не просто кодексом чести, а аксиомой, которую невозможно оспорить, истиной в последней инстанции, мудростью народной.

Но у любой народной мудрости, вошедшей в поговорки, всегда есть продолжение, которое с ног на голову переворачивает весь смысл:

  • Ума палата — да ключ потерян.
  • На сердитых воду возят — а на добрых сами катаются.
  • Собаку съели — да хвостом подавились.
  • О мёртвых либо хорошо, либо ничего — кроме правды.

Вот так и с клиентом:

Клиент всегда прав

в своём желании оплатить все усилия дизайнера

Пока же вторая часть мудрости скрыта за пеленой удобных сокращений и каждый заказчик предъявляет примерно одинаковый набор требований к исполнителю: я плачу — ты делай; я хочу — ты слушай; я так решил — не оспаривай. Раз так, хочется предъявить аналогичный набор пожеланий со стороны дизайнеров.

Пусть это станет неким новым кодексом клиента, благодаря которому и получается классный дизайн. Итак, вот эти десять заповедей.

  1. Клиент и дизайнер — партнёры на проекте, а не заказчик и исполнитель.
  2. Клиент чтит договорённости так же, как и ждёт того от дизайнера.
  3. Клиент доверяет профессионализму дизайнера, которого выбрал.
  4. Клиент понимает, что обратился к дизайнеру, потому что не знает, что именно нужно сделать, и не умеет этого.
  5. Клиент понимает, что без его активного участия в обсуждении задачи и промежуточных результатов никакого волшебства не случится.
  6. Клиент понимает, что дизайн — это творчество, но творчество в условиях смысловых и ресурсных ограничений.
  7. Клиент знает, что дизайн делается не столько для него, сколько для других людей.
  8. Клиент понимает, что у дизайнера есть рабочее и нерабочее время.
  9. Клиент уважает право дизайнера на ошибку.
  10. Клиент понимает, что любая дополнительная работа вне первоначальных договорённостей должна быть оплачена.

Если кратко, то классный дизайн получается только в том случае, если клиент и дизайнер уважают друг друга и любят дело, которым они занимаются.

Потому что дизайн — это любовь!