Профессионализм заказчика дизайна

В большинстве своём то, что нас окружает, не столько сделано дизайнерами, сколько принято заказчиками.

Эта очевидная, казалось бы, мысль наталкивает на целый пласт новых размышлений, в которых речь пойдёт не только о профессионализме дизайнера, но и профессионализме заказчика. Клиента, который почему-то всегда прав.

Логотипы, плакаты, вывески, здания, фонари, парки, набережные — всё это появилось только благодаря тому, что кто-то это всё принял и запустил в работу. Можно сколь угодно возмущаться, плеваться, собирать общественность и писать гневные письма — обычно это ни к чему не приводит. Особенно, если это частная лавочка, а не общественное место. Впрочем, во втором случае это примерно то же самое.

Конечно, никто не застрахован от «дурного» дизайнера, пытающегося воплотить какие-то нереализованные амбиции или просто не очень хорошо понимает, что он делает. От такого обычно есть защита, и его проект появится максимум в списке нереализованных проектов на его же сайте. Но сильно ли наш мир застрахован от «дурного» заказчика, точнее — того человека, который оказался на месте принимающего решение по конкретному вопросу? Согласующего логотип, билборд, вывеску, планировку двора, украшение города к Новому году, дизайн карты маршрутов транспорта в каком-нибудь захолустье? Как часто такой человек вообще задумывается о том, насколько он компетентен в таком вопросе, да и задумывается ли вообще?

Люди, выросшие среди хрущёвок и панелек продолжают их строить на своих дачных участках или, наоборот, возводить дворцы на шести сотках. Люди, живущие в этих панельках, начинают украшать свой мир так, как они считают делать это красиво — от остекления балкона до украшения подъездов и двора. Бизнесмен, который в детстве ходил пару лет в «художку», считает необходимым навернуть в логотип своей компании все возможные «вензеля». Визуальным миром правит вкусовщина и субъективные понятия о прекрасном, никуда от этого не уйти. Никто не может навязывать свои представления всему миру. Тем более людям с творческой натурой.

Но дизайн — это всегда творчество в условиях жёстких ограничений. Принимается в расчёт всё — продукт и особенности его потребления, аудитория и её взгляды и стереотипы, рынок и конкуренты, бюджет и время на производство, формат и материалы, климат и рельеф, взгляд в прошлое, виды на будущее, реальное настоящее. Чтобы держать это всё в голове и принимать в расчёт при проектировании дизайна — нужно заниматься только этим. А не управлять параллельно крупной корпорацией или заниматься подготовкой отчётов по очередному гранту для министерства.

И где-то в этом месте появляется тот самый ворох вопросов и размышлений о профессионализме в плане объективности принятия решений, достаточности знаний и опыта, верной степени доверия профессионалам в другой области. Ведь задача дизайна — улучшать жизнь людей, экономить ресурсы, приносить счастье. А не тешить самолюбие или удовлетворять нереализованные фантазии.

Об этом в следующей заметке.